Одному автолюбителю пришлось как-то заменить кузов «Жигулей» - на скорости 100 км/ч машина «сошла с дороги». Причина? Неисправные амортизаторы.

Можно порой увидеть, как одно из колес идущей впереди машины вроде бы без причин начинает отскакивать от дороги. А на большой скорости вообще создается иллюзия, будто колесо висит в воздухе. Это недалеко от истины: у колеса в таком состоянии - с неработающим амортизатором - очень слабое сцепление с покрытием, даже если последнее само по себе неплохое. Когда же дорога смочена дождем или покрыта льдом, автомобиль в такой ситуации может оказаться совершенно неуправляемым.

В городе Энгельсе на СТО «Саратов-Лада» можно было наблюдать любопытный эксперимент (рис. 1). Левым колесом автомобиль был установлен на площадке специального вибростенда, а правым - на тележку, позволяющую колесу свободно двигаться в сторону. Вибростенд вынуждает левое колесо вибрировать в вертикальном направлении с размахом колебаний около 10 мм, а груз (две гири по 32 кг) через систему блоков создает в это врем боковое усилие, приложенное к передней оси автомобиля.

При исправном левом амортизаторе колесо нормально «держит дорогу». Но вот амортизатор отсоединяют, имитируя отказ, включают режим вибрации... Колесо начинает отскакивать от вибратора, и автомобиль сползает в сторону. Повторяют опыт, сняв одну гирю. Даже в этом случае машина с неисправным амортизатором «ползет».

Прикинем: при «сцепном весе» на передней оси 500 кгс боковая сила 30 кгс возникнет на повороте радиусом 200 м уже при скорости 11 м/с, то есть около 40 км/ч (рис. 2). Но многие ли ездят так осторожно? Выходит, кое-как работающие амортизаторы все же нас выручают.

Если бы колеса катились по льду (коэффициент сцепления 0,1), то для сползания в сторону передка автомобиля понадобилась бы сила в 50 кгс. Иными словами, «отскоки» колеса от покрытия опасней езды по льду. Даже небольшой ветерок способен сдуть такой автомобиль в канаву.

Хотя большая часть наших автомобилей к определенной дате получает формальное добро на эксплуатацию, на деле техосмотру в его нынешней форме грош цена. Кому как не Госавтоинспекции это знать, коль скоро и на ее «жигулях» колеса то и дело отваливаются. А что говорит статистика?

Во многих цивилизованных странах неисправности амортизатора обнаруживают на 30% автомобилей (во Франции - даже на 50%). Служит там амортизатор нормально не десять лет, как у нас, а лишь до пробега 20-30 тысяч км (при таких-то дорогах!). Увы, что касается нашей великой страны, о ней, как обычно, данных нет. Анализом никто всерьез не занимается. Впрочем, даже не имея официальных данных, каждый может «вычислить», как и на чем мы ездим. Для нашего автомобиля амортизатор не так важен, как карданный вал или коробка передач. Не вытек - значит, исправен! Насколько эффективно он гасит колебания, мы в лучшем случае проверяем, качнув кузов. Кстати, при этом невозможно объективно судить, способен ли амортизатор гасить колебания самого колеса с присоединенными к нему деталями подвески и управления, может ли препятствовать отскакиванию колеса от покрытия.

Да, привычка ездить на чем попало - одна из наших бед.

ЧТО ЗАВИСИТ ОТ АМОРТИЗАТОРОВ

Только наивный, «зеленый» автолюбитель скажет, что исправные амортизаторы - это комфорт... и все. Действительно, тряска, вибрация, шум в автомобиле во многом зависят от состояния амортизаторов.

Но комфорт - не самое главное. О влиянии амортизатора на способность колеса «держать дорогу» мы уже сказали. Исследования показывают, что его состояние сказывается на всем, что мы связываем с понятием «автомобиль».

Что заставляет колесо вибрировать, отскакивать? Прежде всего - неровности покрытия. Особенно опасны участки с волнами, напоминающими стиральную доску, и им подобные (брусчатка, булыжник, небольшие бетонные плиты). Подвеска - при неудовлетворительной работе амортизаторов - здесь легко попадает в резонансные режимы и колесо отскакивает от покрытия очень высоко. А потому не стоить нестись по трамвайному пути, если полотно между рельсами выложено плитами.

На заметку: качественные колесные опоры. Все мировые бренды.