Понятие "дорога" трактуется в ПДД довольно широко. То, что вы видите на фотографиях, также отвечает этому определению, ибо наличие "используемой для движения транспортных средств полосы земли" очевидно. Укоренившуюся привычку ездить там, где вроде бы проехать невозможно, хорошо иллюстрируют условные обозначения к топографическим картам: "дороги без покрытия", "проселочные дороги", "полевые и лесные дороги", "труднопроходимые участки дорог без покрытия"... Напоминает что-то из музыкального: "Играть быстро, как только возможно", а потом все-таки - "еще быстрее".

И хотя львиную долю сети российских дорог составляют именно дороги без покрытия, массовый автолюбитель накручивает на них лишь ничтожную часть годового пробега - в основном легковые машины ездят по асфальту. Поэтому не будем рассматривать возможность постоянного, каждодневного использования легкового автомобиля на бездорожье: люди, обреченные на это, уже приспособились к экстремальным условиям. Бездорожье интересует нас сегодня лишь как короткий эпизод, а основная цель рассказа в том, чтобы человеку, его прочитавшему, этот самый эпизод запомнился на всю жизнь.

Рассмотрим несколько ситуаций, когда водителю обычной легковушки приходится форсировать труднопроходимый участок дороги. Например, проезд к неосвоенному дачному участку - далеко не всегда можно оставить машину на твердой почве и пройти оставшийся отрезок пути пешком, таская вещи на руках. Другой случай - так называемые смычки дорог, чисто российское явление, когда хорошее асфальтированное шоссе прерывается на границе районов или областей коротким участком грунтовки. От одного тупика до другого - пара километров лесной просеки, а объезд по асфальту - километров двести... Пока начальство никак не может договориться, кому строить эту смычку, местные жители ездят на грузовиках. А вот водителю легковушки лучше не спешить. Пройдите весь участок пешком и взвесьте все "за" и "против". Если машина не боитcя хорошей скорости ("Москвич-2141", ВАЗ-2108, иномарка), то лучше не рисковать, а поехать кругом, потеряв два-три часа, но с гарантией добраться. Ну, а на "Запорожце" или старом "Москвиче" можно рискнуть и напрямую.

И наконец, случай, когда выбора нет. Например, проехав на дачу по сухой грунтовке, вы должны выбираться назад уже после прошедшего ливня.

Из огромного опыта преодоления бездорожья наши водители вывели свои золотые правила, справедливые отчасти и для "чайника" на "Жигулях". Вот два из них. Первое - почаще вылезать из машины и побольше ходить пешком, изучая дорогу впереди. Поэтому в машине у вас должны быть резиновые сапоги, причем под рукой, а не под вещами в багажнике.

Правило второе - чем лучше проходимость вашей машины, тем основательнее она застревает. Это справедливо не только применительно к армейским полноприводным "уралам". Например, "Жигули" на "шоссейных" шинах идут по грязи хуже, чем на зимних, но если забуксуют, то можно и подтолкнуть. А вот если забуксуют на зимних, то впору брать в руки лопату. Кстати, лопату надо иметь в багажнике полноценную, пусть и с укороченным черенком, но большую и прочную. Портативные складные конструкции больше похожи на сувениры, нежели на рабочий инструмент.

Техника прохождения бездорожья на машинах разных марок различна, и давать здесь общие рекомендации не всегда правильно. Например, расхожее мнение о том, что по грязи лучше двигаться внатяг на второй передаче, подвело уже тысячи водителей. Все эти советы рождались еще в среде шоферов ГАЗ-АА, во времена нижнеклапанных моторов с большим рабочим объемом, имевших поистине тракторную тягу при малых оборотах. Применение такого способа на современных малолитражках чревато падением крутящего момента вплоть до остановки двигателя. Поэтому для современных машин, особенно с «экономичной» главной передачей (ВАЗ-2108, "Москвич-214Г), гораздо эффективнее двигаться на низшей передаче, работая педалями газа и сцепления так, чтобы ведущие колеса вращались на грани пробуксовки.

Итак, перед нами трудный участок. Остановившись, идем осматривать дорогу, прощупывая палкой податливость глиняных пластов, глубину луж и намечая вешками предстоящую траекторию движения. Недлинный участок (3-5 м) с жидкой грязью можно попытаться преодолеть с ходу, при этом передок вашей машины может выполнить роль бульдозерного ножа. Если шансов проскочить с ходу нет, лучше не рисковать и применить тактику наката колеи. Несильно разогнавшись на низшей передаче, врезаемся в грязь и, пройдя метр-другой, быстро выжимаем сцепление, а затем, включив заднюю передачу, откатываемся метра на четыре. И так повторяем несколько раз до полного "пробоя" тяжелого участка. Надо сказать, переднеприводные машины имеют здесь неоспоримое преимущество, так как пропиливают колею и расширяют ее при работе рулем. На "классике", напротив, передние колеса поднимают перед собой вал и зажимаются стенками пробитой колеи, увеличивая сопротивление движению. Поэтому заднеприводным рекомендуется двигаться в уже проложенной колее. Например, отличная колея для "Жигулей" делается прошедшей впереди "восьмеркой". А вот для "Москвича-2141" колея, как ни странно, противопоказана - он легко садится на переднюю балку или защиту картера. Чтобы они проходили над грунтом, лучше сразу ехать левыми или правыми колесами по гребню. Насколько хороша проходимость "сорок первого" при движении вперед (особенно если у него подходящие шины), настолько же она ухудшается при движении задним ходом, и это надо учитывать, заезжая на нем куда-либо, где нет разворота. Не говоря уже о том, что рычаги задней подвески просто не рассчитаны на большие нагрузки при движении задним ходом, а стало быть, пробивая таким образом колею, их можно погнуть.