Едва ли не худшее, что может испытать водитель, - внезапный провал педали тормоза в критический момент. А ведь еще сегодня все было в полном порядке! Весьма вероятно, что причина неожиданного отказа - в свойствах тормозной жидкости.

Один из важнейших показателей той или иной ее марки - температура кипения. Почему? Во время торможения часть выделяющегося тепла передается цилиндрам, а следовательно, жидкости в них. Нередко она нагревается весьма сильно. Например, на легковых автомобилях с дисковыми тормозами в ряде случаев (высокий темп движения, высокая температура воздуха, сложная дорога, требующая частых интенсивных торможений) температура жидкости в рабочих цилиндрах достигает 150 °С, а то и выше.

Уже при температуре на 20-25 °С ниже точки кипения жидкость выделяет немалое количество пара, что иногда проявляется в ухудшении работы тормозов - в гидроприводе могут образоваться паровые «пробки». При кипении пара так много, что отказ тормозов совершенно закономерен - вы ощущаете ногой «мягкую» педаль. Это и заставило постепенно перейти от простых тормозных жидкостей, известных, еще нашим дедам (например, БСК - бутиловый спирт + касторовое масло), к современным составам на гликолевой основе с набором свойств, потребных тормозам скоростного, динамичного автомобиля. Таковы «Нева», «Томь», «Роса». В этой последовательности они появились на рынке. Температуры кипения у них - 190, 205 и 260 °С соответственно.

ГЛАВНАЯ БЕДА ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ

Ахиллесова пята жидкостей на гликолевой основе - высокая гигроскопичность: они жадно поглощают влагу, в частности, из атмосферы. Если содержание воды повышается до 3,5 %, такие «увлажненные» жидкости кипят при заметно более низких температурах - в том же порядке это 138, 160и165 °С.

Учтите: такой степени увлажненности жидкость порой достигает, поработав всего год-два (смотря, где и как эксплуатируется автомобиль), а гидропривод, как вы знаете, система вентилируемая. Но даже в Каракумах воздух содержит хоть сколько-то влаги. Поэтому зарубежные автомобильные фирмы, как правило, требуют заменять жидкость не реже, чем через год. Советуем и вам - заменяйте ее не реже, чем оговорено инструкцией к автомобилю.

Вы храните запас жидкости на черный день? Чтобы день не стал именно таким, следите за герметичностью тары. Иначе через несколько лет жидкость можно смело вылить в помойку.

О дедовской БСК лучше забудьте - кипит всего при 115°С. Для современного автомобиля не подходит.

«Нева», «Томь» и «Роса» совместимы. Их можно смешивать в любых соотношениях. Но если вы хотите, чтобы тормоза были максимально эффективны, лучше приобретать «Росу», которая специально была разработана для автомобилей ВАЗ-2108 и последующих моделей на их базе. Другое свойство увлажненной жидкости не лучше: она становится виновницей коррозии главного и рабочего цилиндров, трубопроводов. Порой их приходится заменять новыми куда раньше, чем вам хочется.

По мере развития коррозии цилиндр работает все хуже: ведь манжеты трутся не о гладкое «зеркало», а об изъеденное ржавчиной. Появляется течь: жидкость - наружу, воздух - внутрь.

На коррозию трубок редко жалуются -действительно, с ее последствиями мы сталкиваемся, слава Богу, не часто. Зато они ничем не лучше разрыва тормозного шланга. Истонченная ржавчиной стальная труба может «неожиданно» лопнуть, особенно если она почему-то еще и вибрирует.

ВИБРАЦИЯ ТОРМОЗОВ

Положим, вы всего этого не знали, а машину эксплуатируете много и давно. Однажды (особенно во время дождя) при торможении вы можете ощутить устрашающую вибрацию одного из задних колес.

Постарайтесь определить, какого. Затем снимите барабан и осмотрите рабочий цилиндр, колодки, поверхность барабана.

Физическая сущность вибраций при торможении («дробления») достаточно сложна, они могут объясняться несколькими причинами или их сочетанием. Энергию этим вибрациям дает торможение: легко заметить, что чем дольше вы давите на педаль, тем сильней дробление. Интенсивность его зависит и от силы нажатия на педаль. Примеры похожих вибраций: скрип пальца по стеклу, ластика по бумаге. Заметьте: стекло гладкое, кажется, откуда взяться вибрации! Так же вибрируют щетки дворников, блокированные колеса - физика схожа.

Подмечено, что таким вибрациям способствует неравноценная работа поршней тормозного цилиндра, когда один «прихвачен» коррозией и его колодка почти не прижимается к барабану, так что работает лишь одна. «Небезразлична» этим вибрациям и грязь в тормозном барабане и на колодках - особенно увлажненная водой или, что тоже не редкость, тормозной жидкостью из-под негерметичного поршня.

ТОРМОЗА ЗАДНИХ КОЛЕС

В некоторых случаях снижение эффективности действия тормозов задних колес водитель не замечает, поскольку дисковых передних ему хватает! Задние колодки упрятаны в барабаны, их состояние не так легко проверить, как передних.

Иногда и при хороших колодках задние тормоза не работают из-за неправильной регулировки или неполадок в регуляторе давления. Бывает, напуганный первой же неполадкой регулятора, автолюбитель отключает его, присоединяя трубопровод задних тормозов «напрямую». Более непродуманного решения трудно придумать. Ибо после этого автомобиль охотно - и часто совершенно неожиданно - входит в занос при самом легком торможении.