Не секрет, что почти все "впрысковые" автомобили ВАЗ, идущие только на экспорт, рано или поздно оказываются на своей родине. Как не является тайной и то, что обслужить и, тем паче, отремонтировать систему управления двигателем такой машины - большая проблема. Специалистов, как говорится, днем с огнем... Но всегда ли они нужны?

Покупая "восьмерку", оснащенную системой распределенного впрыска топлива постарайтесь раздобыть парочку ксерокопий "Руководства по техническому обслуживанию и ремонту системы распределенного впрыска топлива". Издание, к сожалению, редчайшее, поскольку предназначено исключительно для специалистов вазовских автоцентров, и то - за рубежом (считается, что раз впрыск предназначен для экспорта, то подробные сведения о нем у нас в стране никому, кроме заводчан, не нужны). Правда, отдельные выдержки из Руководства, в виде брошюры, встречаются в продаже; есть и целые книги, очень похожие на заводское издание, но напечатанные далеко от берегов Волги и скромно умалчивающие об авторах. В них пугают возможные ошибки, за последствия которых безымянные "писатели" и издатели, конечно, ответственности не понесут.

Нам самим за год эксплуатации ВАЗ-21083-20 воспользоваться Руководством не пришлось. Там доходчиво изложены алгоритмы диагностирования и устранения неисправностей - всех, кроме той, что встретилась на нашем автомобиле. К сожалению, неполадки в "мозгах" системы, сбой в ее программе никакая книжка не опишет - здесь нужны специальное оборудование и, конечно, знания и опыт. И мы почти убедили себя, что самим в систему впрыска соваться не стоит.

Развеял наше убеждение один знакомый. Его купленная полгода назад "восьмерка" с впрыском - как наша, но с нейтрализатором, лямбда-зондом и соответствующей программой под экологические нормы Европы - захандрила. Время от времени загоралась контрольная лампа "Check engine" ("Проверьте двигатель") на центральной консоли, двигатель не держал "холостых", под нагрузкой работал нечетко. Из пособий у хозяина - только краткий пересказ Руководства. Собственно, с целью посмотреть полный вариант книги он и позвонил нам, а затем - и приехал на той самой "Самаре".

Чтобы помочь читателю, благо время позволяло, мы вооружились кое-каким нехитрым инструментом и отправились к машине.

Первым делом, гласило Руководство, "Продиагностируйте... систему диагностики". Удалили переднюю декоративную панель на "журнальной" полке, где установлен контроллер - голова всей системы управления двигателем. Включили зажигание, замкнули выводы "А" и "В" обыкновенной канцелярской скрепкой - и контрольная лампа просигнализировала нам об исправности системы диагностики, три раза показав код "12" - то бишь выдав серии из одного - пауза - двух морганий.

А дальше пошел уже код неисправности - "34". Повторив его трижды, контроллер вновь приступил к "самопроверке". Уже легче - хоть неполадка всего одна (если несколько - код повторяется дважды, затем - следующий и т. д., до кода "12"). Оказалось, что-то не так с датчиком массового расхода воздуха - его код и повторял контроллер.

Как известно основа датчика - перекрещенные металлические нити, а на них - едва заметные элементы, нагреваемые током до определенной температуры; через датчик, установленный за воздушным фильтром, проходит, в зависимости от режима работы мотора, разное количество воздуха. О его количестве можно судить по силе тока, поддерживающего заданную температуру. Отказ этого датчика парируется, то есть без него двигатель пусть хуже, но работать будет. Многие неисправности в системе впрыска возникают из-за плохих контактов - в штекерах, разъемах, соединениях внешней проводки.