ОТЧЕГО ВОЗНИКАЮТ ТРЕЩИНЫ

В многочисленных книгах по ремонту "вазовских" машин порой невозможно найти простых, доступных владельцу автомобиля рекомендаций. Между тем опыт показывает, что многие детали кузова можно ремонтировать самостоятельно и вполне успешно. А насколько важно не допускать разрушения его элементов для безопасности, доказывать нет необходимости.

Стоит лишь недосмотреть за состоянием передка кузов, как двигатель может "вывалиться" на дорогу.

Разумеется, радикальное решение - это полное обновление передка, когда заменяют лонжероны, брызговики, крылья, передние панели, поперечину (балку передней подвески). Работа не только сложная и очень дорогая, но и трудновыполнимая в гаражных условиях, так как при "обварке" кузова на глазок, без специальных стендов, легко нарушить его изначальную "геометрию" (проще говоря, сделать кривым).

Здесь же мы поговорим о том, что доступно отремонтировать в гараже или небольшой мастерской.

Задумайтесь вот над чем: сталь кузова и почти всех деталей подвески, кроме специально закаленных, очень пластична. Если новая машина попадает в аварию, она может "завязаться узлом", но детали редко разорвутся на части. Совсем иное случается с автомобилем, прошедшим по нашим дорогам (особенно по плохим) сто и более тысяч километров. Даже если кузов еще не изъеден коррозией (машина в таксопарке может достичь такого пробега за год), сильный удар способен буквально разорвать его. А причина в том, что теперь многие элементы кузова покрыты разного рода трещинами, вызванными усталостью металла. Усталостное разрушение, трещины - это, как правило, результат многократно повторяющихся (переменных) деформаций детали при ее работе - как упругих, так и пластических. С последними автолюбитель встречается не часто. В качестве примера приведем обод колеса, погнувшийся при ударе. Если его рихтовать несколько раз в одном месте, может возникнуть трещина. Известно, что при таком характере воздействия ломается даже полоска свинца.

Другое дело - упругие деформации, когда деталь, с которой снята нагрузка, сохраняет исходную форму. Они постоянно сопровождают работу машины. Мы их ощущаем как самые разнообразные по характеру, частоте, амплитуде вибрационные перемещения тех или иных деталей автомобиля - кузовных, панелей внутренней отделки, остекления, сидений, педалей, руля и т.д.

Напряжения при этом не обязательно велики. Но за тысячи часов работы с вибрацией цикл нагрузки-разгрузки при некоторых частотах повторяется миллионы раз - тут-то и проявляется усталость. В металле (сначала в микроскопических объемах) возникают еще незаметные трещины, затем они растут, сливаются в более серьезные - и деталь в конце концов полностью разрушается. Часто в каком-то месте возникает сразу несколько очагов усталостного разрушения и несколько трещин. Осмотрев сломанную деталь, нетрудно убедиться в том, что трещина развивалась постепенно. Старые ее участки - темные, ржавые - возможно, возникли год назад и больше. Светлый излом - это уже "лебединая песня"! Деталь кончилась.

Что заставляет детали вибрировать? Всевозможные источники переменных сил, которых на автомобиле хватает: двигатель, коробка передач, трансмиссия, колеса. Все, что вращается или движется возвратно-поступательно, полностью, на сто процентов, уравновесить не удается. Не менее разрушительны для автомобиля, особенно на наших дорогах, случайные, хаотические вибрации от неровностей покрытия.

Чаще всего усталостные трещины появляются в тех местах кузова, куда передаются переменные силы от других элементов автомобиля. Например, вблизи кронштейнов крепления штанг задней подвески, в местах, на которые опираются пружины подвески, возле точек крепления амортизаторов или кронштейнов стабилизатора поперечной устойчивости. Разумеется, сами эти детали тоже могут повреждаться, ломаться.

При движении по неровной дороге кузов, как говорят, дышит, упруго деформируясь, и все элементы конструкции, которые этому препятствуют, - стойки, лонжероны, растяжки, косынки, порожки, усилители крыши, пола и так далее - испытывают повышенные нагрузки. Но это еще не все. Компактные массы автомобиля - двигатель, коробка передач, топливный бак с топливом, водитель и пассажиры - на волнистой дороге в силу известных физических законов вызывают повышенные нагрузки вблизи мест креплений двигателя, бака, сидений, коробки передач...

МНОГОСТРАДАЛЬНАЯ ПОДВЕСКА

На рис. 1 показана конструкция передней подвески "Жигулей" и, в частности, таких уязвимых для усталостного разрушения деталей, как стойка 1, брызговик 2, проушина поперечины 7 передней подвески возле гайки 4 "коробочка" поперечины у болтов 9 крепления оси 10 нижнего рычага. Сами рычаги то же нередко ломаются из-за трещин. Привычное нам зрелище - завалившееся набок переднее колесо - не что иное, как обычный результат поломки нижнего рычага 11 возле шаровой опоры 13. Случаются и усталостные поломки самой опоры.