Последствия вольных или невольных экспериментов с применением разных нештатных свечей нередко оказываются плачевными.

Что отличает одну свечу от другой? На первый взгляд, все они одинаковы. Внутри стального корпуса 1 (рис. 1) установлен керамический изолятор 2, в который встроен центральный электрод 3 из специального термостойкого сплава. Боковой электрод 4 (электрод "массы") приварен к торцу корпуса. И вся конструкция. А вот тонкости работы...

Вы, конечно, понимаете, что дело не во внешнем виде свечи. Продукция солидных фирм, таких, как "Бош" или "Чемпион", радует глаз изяществом. Спартанский облик наших свечей неказист, но... важнее все же содержание свечи (точнее, материалы, качество исполнения и, наконец, тепловые характеристики). Скажем, в двигатель ВАЗ-2105, да еще дефорсированный (под бензин А-76), вы по ошибке ввернули свечи А20ДВ, предназначенные для "Москвича". Что ж, ничего страшного не случится, мотор не пострадает. Но результат такого "эксперимента" вас скорей всего огорчит. Пуск холодного двигателя, особенно, зимой усложнится. Эти свечи могут сразу отказать либо начнут давать сбои при прогреве после пуска. Особенно характерны "фокусы" не для только что ввернутых, чистых свечей, а, скажем, на другой день после, вроде бы, успешной поездки.

В чем дело? А вы их выверните, осмотрите! Тепловой конус изолятора ("юбочка") наверняка окажется покрыт чем-то похожим на ваксу, как показано на рис.3.

Значит, для данных условий свеча, как говорят специалисты, "холодна". Под условиями надо понимать не только температуру воздуха, но и все особенности двигателя: его степень сжатия, фактическую компрессию, число оборотов и т.п. Если тепловой конус не нагревается до 350-400 °С, попадающее на него масло плохо сгорает и вместе с сажей здесь скапливается. Чем толще слой отложений, тем больше утечка напряжения с центрального электрода. В конце концов искрообразование вовсе прекращается, свеча отказывает.

 

Окажись эта же свеча в двигателе "Москвича", для которого она и предназначена, ее детали – корпус, юбочка - нагрелись бы сильней. Вывернув ее после поездки, вы бы увидели картину, показанную на рис. 4.

Рис. 3. Черный маслянистый нагар на изоляторе и электродах - значит, свеча "холодна" для данного двигателя. Рис. 4. Нормальная свеча.

 

Рис. 5. Работа нормально подобранной свечи на чрезмерно богатых смесях: на изоляторе и электродах бархатисто-черный, сухой налет копоти. Рис. 6. Работа свечи с перегревом - свеча "горяча" для данного двигателя.

 

Рис. 7 и 8. Различные последствия работы с калильным зажиганием (выгорание электродов, забрасывание расплавленным алюминием).