Ночных поездок при желании можно избежать, а вот от дождя укрыться довольно сложно. Сильный дождь неприятен тем, что уменьшает видимость, сужает поле зрения, ухудшает состояние дорог и способность авто­мобиля передвигаться. После первых капель асфальтированное шоссе превращается в каток, а проселочные дороги и участки местности с глинистым и чернозем­ным грунтом становятся труднопроходимыми, образуются глубокие колеи, что приводит к повышению коэффициента сопротивления качению.

Особенно осторожным следует быть на мостовой из больших булыжников и на мягком разъезженном асфальте, коварен грубый асфальт, бетон и веерная брусчатка из мелких плиток. Очень опасными являются первые капли дождя, так как на дороге всегда есть слой пыли, который, намокнув, превращается в незаметный слой грязи. Между поверхностью дороги и шинами эта грязь является своеобразной смазкой. Если дождь идет долго, он смывает грязь, и сцепление шин увеличивается.

Основой безопасной езды на мокром шоссе являются хорошие шины.

Причем шины с тонким узором лучше шин с крупным, так как густо расположенные каналы мелкого узора ус­певают отбрасывать попадающую в них воду, и гребень шины во время дождя прилегает к почти сухой дороге. На мокрой дороге нужно значительно снижать скорость не только потому, что существует опасность юза, а потому, что тормозные пути, о значении которых уже говорилось, увеличиваются вдвое. В этих условиях необходимо наблюдать за дорогой намного дальше вперед, чтобы вовремя заметить и оценить опасность. Однако частый и сильный дождь настолько ухудшает видимость, что кажется, что все вокруг погружено в туман, даже близкие пред­меты видны расплывчато. Снижается видимость и от капель на лобовом стекле. Хорошую услугу при дожде ока­жут стеклоочистители. У них должна быть ровная, плот­но прилегающая к стеклу кромка резины, чтобы на стекле не оставалось пропущенных мест.

Ночной дождь неприятен еще и тем, что капли, са­дящиеся на стекло, образуют слой маленьких линз, ко­торые сильно преломляют свет и ослепляют водителя. Сильные потоки дождя, освещенные лучом света, име­ют те же свойства, что и туман, и создают перед автомо­билем отсвечивающую стену. В таком случает лучше ехать с включенными подфарниками, убрав свет, на­правляющий лучи вверх.

В грозу и сильный ливень нужно быть готовым и к вне­запным естественным препятствиям: обломанные сучья, вывороченные деревья, большие лужи, потоки воды. Вода в них очень упруга, и, въехав в такое озеро одним колесом, можно почувствовать сильное сопротивление. К тому же вода может брызнуть фонтаном впереди автомобиля так, что зальет стекло и на какой-то миг ослепит водителя.

Еще одной существенной опасностью в дождь явля­ются мокрые тормозные колодки, на которых вода пре­вращается в своеобразную смазку и сильно снижает эффективность торможения. Чтобы высушить тормоз­ные колодки, достаточно проехать небольшое расстоя­ние, слегка нажимая на тормозную педаль, — тормоза согреются и вода испарится.

Дождевая вода может проникнуть и в электрические приборы автомобиля, например, в распределитель и к све­чам, или промочить старые затвердевшие кабели, что при­ведет к короткому замыканию. Если вдруг остановится двигатель, причину, прежде всего, нужно искать в распре­делителе. Его необходимо досуха вытереть внутри. Кабели следует укрепить так, чтобы они не дотрагивались до ме­таллических частей. Причем ночью легче найти поврежден­ное место, благодаря искрам, которые не заметны днем.

Скорость движения следует приспосабливать к усло­виям дороги и видимости. Даже если на шероховатой поверхности шоссе, вымытой дождем, можно ехать срав­нительно быстро, не следует рассчитывать, что оно такое же шероховатое и на поворотах. Единственное место, от­ремонтированное гладким асфальтом, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Принимайте во внимание низкую видимость и неблагоприятные условия, отражающиеся и на других автомобилях. Будьте вниматель­ны к пешеходам. Они легко забывают об осторожности, стремясь поскорее укрыться от дождя.

Для медленной остановки автомобиля на мокрой до­роге необходимо снизить скорость до 15 км/ч; плавно нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления; пе­ред самой остановкой выключить сцепление. Чтобы ос­тановить автомобиль быстро, нужно прекратить подачу топлива; не выключая сцепления, быстро нажать на педаль тормоза на 1/2 или 3/4 ее хода и отпустить до 1/4 хода, не доводя колеса до блокировки; нажимать и опускать педаль до остановки автомобиля, перед самой остановкой выключить сцепление.

Если при торможении колеса заблокировались, зна­чит поглощения кинетической энергии за счет трения тормозных колодок о барабан уже не происходит, а вся энергия поглощается лишь через небольшую площадь соприкосновения шин с дорогой. Энергия поглощается медленней и тормозной путь скользящего автомобиля увеличивается.

Скользящий по мокрой дороге автомобиль с заблокированными колесами, похож на сани с резиновыми полозьями. При юзе часто возникают потери устойчивости, занос, потеря управления. К этому нужно быть готовым и при заносе тут же отпустить педаль тормоза, повернуть колеса в сторону заноса, а затем вновь повернуть их в направлении движения автомобиля; слегка нажать на педаль подачи топлива (при небольшом увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя подводимое к ведущим колесам тяговое усилие препятствует боковому скольжению автомобиля); выровнять поворотом рулевого колеса автомобиль,

Стояночным тормозом пользоваться на мокрой дороге не рекомендуется, так как блокируются колеса.