Управлять автомобилем в условиях бездорожья так же непросто, как и в условиях гололеда, и здесь есть свои особенности.

Для обычных автомобилей на бездорожье губительны малый дорожный просвет, длинная база и большие све­сы, особенно у седанов. В этих случаях автомобили заде­вают препятствия, что приводит к поломкам. Кроме того, на разбитой дороге автомобиль испытывает повышенные трудности при движении, что не только увеличивает рас­ход топлива, но и отрицательно сказывается на работе дви­гателя. Чтобы справиться с управлением, начинающий водитель должен по крайней мере знать основные прави­ла движения по бездорожью.

Так, на любой разбитой дороге можно выбрать полосу для движения, которая находится в лучшем состоянии. Проходимость грунтовых дорог зависит от состава почвы и сезонно-климатических условий. В сухом состоянии фунтовые дороги тверды, за исключением песчаных уча­стков, однако поднимающаяся пыль значительно ухудша­ет видимость и оказывает отрицательное воздействие на состояние водителя, а также на работу двигателя и других агрегатов. После дождя верхний слой дорожного полотна размокает и оказывает повышенное сопротивление дви­жению автомобиля, ухудшает сцепление колес с дорогой. Кроме того, если автомобиль попадает на участок с различным сцеплением правых и левых колес с дорогой, то возможен занос или сползание автомобиля в кювет.

Грунтовые участки с различными по составу почвами необходимо преодолевать с постоянной скоростью, не допуская ее снижения, так как в противном случае автомобиль может остановиться или начнет буксовать. Поэтому очень важен своевременный переход с высшей передачи на низшую. Если на пути движения встречаются черноземные или глинистые участки, то их лучше объехать, предварительно убедившись, что колеса автомобиля не попадут на мягкий грунт. Если объезда нет, то участок следует преодолевать на пониженной передаче с небольшой скоростью, без уско­рений, торможений и остановок. Если длина участка с размокшим мягким грунтом меньше длины автомобиля, то его нужно преодолевать с разгона. Чтобы из-за наклона доро­ги автомобиль не сполз в кювет, двигаться следует по гори­зонтальному участку пути - по обочине или по гребню дороги. Если все же скольжение началось и поворотом ру­левого колеса направление движения изменить не удается, то нужно плавно остановить автомобиль, а затем задним ходом выехать на центр дороги.

На грунтовой дороге часто встречаются лужи. Проезжая их, сперва обследуйте: определите глубину лужи, плотность грунта под водой, наличие препятствий — камней, палок и т.д. Если под водой грунт мягкий и имеются препятствия, то этот участок лучше объехать.

Если на дороге имеется колея, то направление движе­ния следует выбирать, учитывая ее глубину и плотность грунта. Если колея неглубокая, то двигаться нужно по ней, потому что под слоем жидкой грязи, как правило, нахо­дится укатанный твердый грунт. Если глубина колеи больше дорожного просвета автомобиля, то это может привести к его зависанию. Выезжать из колеи следует на сухом участке дороги. Двигаясь по глубокой колее, при повороте рулевого колеса сопротивление движению значительно увеличивается, и автомобиль может забук­совать. Поэтому для выезда из нее сначала следует расчи­стить дорогу, прорыв канавки по направлению движения колес, а при необходимости под колеса нужно положить ветви, доски и др. Если все-таки колеса пробуксовывают, необходимо применить раскачивание автомобиля, разгон, подсыпать сухой земли, притормаживание и т.д. Притор­маживание рекомендуется в том случае, если ощущается, что забуксовали колеса с одной стороны автомобиля. При легком нажатии на педаль тормоза часть крутящего мо­мента от вращающихся колес передается на неподвижные, что будет способствовать выезду автомобиля. Приторма­живание дает эффект только в том случае, если колеса не­значительно погрузились в грунт. Если выехать не удалось, нужно прекратить буксование и искать другие возможно­сти выезда автомобиля. Участок небольшой длины с мяг­ким фунтом можно преодолеть с разгона, предварительно выехав на сухую полосу задним ходом. Иногда разгон при­ходится повторять несколько раз. Если выехать с участка задним ходом не удается, а под колесами на небольшой глубине находится твердый грунт, то можно попытаться вывести автомобиль раскачиванием, попеременно вклю­чая низшую передачу переднего и заднего хода. В этом случае колеса автомобиля на некотором участке будут уплотнять грунт, и за счет инерции автомобиль может вые­хать на участок с твердым грунтом.