Конечно, самая знаменитая лужа была когда-то в Миргороде, но сотни подобных можно встретить и теперь на наших дорогах. Правда, купаются в них теперь не свиньи, а автомобили...

Гремит гроза. Пенятся, ревут мутные потоки. Держись, водитель: в первой же низине тебя может подстерегать целое озеро неизвестной глубины! Вроде бы не трасса ралли-рейда "Париж-Пекин", а и тут, глядишь, стоит захлебнувшийся грузовик! Что уж говорить о легковушках.

Прежде всего прикиньте возможную глубину водоема. Лужа вровень с бортиком дороги, а у вас "Москвич" с его печально знаменитым, низко расположенным распределителем зажигания. Будьте осторожны, так как вода, попав на него, остановит двигатель почти наверняка. Решили проехать? Делайте это на малой скорости, не поднимая волну или брызг.

"Река" поглубже, поверх тротуаров. Тут заглохнуть может и "жигуленок", хотя у него-то распределитель поднят довольно высоко. Больше шансов найти для себя приключение - у смелых, решительных. Влетев в лужу на высокой скорости, они поднимут волну, зачерпнут ее передком, воду разбрызгает вентилятор - и мотор, дернувшись раз-другой, заглохнет. Под капотом все мокрое - и распределитель, и провода, и свечи. (Еще наши деды, чтобы переехать речку вброд, снимали ремень вентилятора. Ясно, для чего?) Однажды мы спросили "утопленника", зачем он ехал через лужу так быстро. И он ответил: "Чтобы большие обороты не дали заглохнуть двигателю". Парню невдомек, что обороты должны быть повышенными, но на первой передаче. Да и сама их величина важна лишь в случае, когда выпускная система - под водой. На повышенных оборотах мощная, ровная струя выхлопных газов не дает воде свободно заполнить глушитель -вероятность того, что двигатель из-за этого остановится, меньше.

Допустим, мотор - независимо от причины - все-таки отказался работать, а до противоположного берега считанные метры. Тут - если аккумулятор в порядке и вы не окунулись так, что вода затопила стартер, - попробуйте выехать из лужи на "электротяге" (хотя обычно это делать запрещается!). Включите первую передачу, выжмите сцепление, включите стартер и плавно отпускайте педаль сцепления - машина двинется вперед.

Чтобы меньше навредить стартеру и батарее, преодолевать нужные вам несколько метров можно не разом, а частями, всякий раз давая стартеру работать не больше 10 секунд. Словом, действуйте так же, как при затрудненном пуске двигателя. В этой ситуации нагрузку на стартер и батарею можно существенно снизить, если не полениться вывернуть свечи, чтобы зря не сжимать смесь, тратя лишние силы.

Если вы каким-то образом оказались в луже, напоминающей озеро, уповать на электротягу не стоит. Долговечность стартера и емкость батареи не беспредельны. Тут уж что-нибудь одно: или надо поднимать капот и устранять неисправность, или доставать веревку и с криком "спасите!" ловить буксировщика.

Самая коварная лужа - покрытая льдом, толщина которого недостаточна, чтобы выдержать нагрузку автомобиля. Только что отъехали - как будто по снегу - и вдруг машина обрушивается в тартарары... Удар, треск - остановка, как при упоре в препятствие. Лед толщиной 4-5 сантиметров, если автомобиль уткнулся в его кромку (рис. 1), очень прочен -тут может пострадать низ кузова, а с ним детали управления, тормозов и т. д. Такие ловушки характерны для зимы с продолжительными оттепелями и последующими морозами. Очень часто "многослойный" лед бывает на реках, озерах. Выбраться из такого "провала" иной раз очень непросто: при глубине 25-30 сантиметров и больше легковой автомобиль может застрять и прочно, и надолго. Но не паникуйте. Попытка вырвать автомобиль даже с помощью мощных ЗИЛа или МАЗа грубой силой может вам дорого обойтись. Опять неизбежные повреждения! Были случаи, когда кузов, особенно неновый, подточенный ржавчиной, буквально разрывали. Другие повреждения встречались еще чаще.

Прежде всего, попытайтесь облегчить выезд из ловушки. Тут действуют по-разному, в зависимости от обстоятельств: машину приподнимают, подсовывают камни, доски и т. п. Иногда бывает проще взломать лед с помощью лома - вплоть до границы "мелководья". Порой удается уговорить буксировщика - он сам взломает лед. Все-таки грузовик не "Жигули".

Худшая из подобных ловушек - на фунтовой заболоченной дороге, куда не всякий шофер на грузовике рискнет заехать. Понятно, выбраться в этом случае трудней всего. Однажды при подобных обстоятельствах нам довелось открыть купальный сезон в марте. Провозившись около получаса, лужу одолели. Очень помог - учтите! - топор. С его помощью прорубали канал...

Чтобы закончить воспоминания о зиме, напомним еще об одной ситуации. После продолжительных морозов лужи как таковой вы не увидите, но на ее месте, если здесь не прерывается движение транспорта, обязательно будут ледяные торосы. Неосторожный или неопытный водитель может так "посадить" на них свой автомобиль, что выдернуть его - опять-таки, не повредив, - иногда очень трудно (рис. 2). Такие места лучше объезжать стороной. Пусть вам повезло - в луже не застряли, проскочили ее с хода и, расслабившись от радости, мчитесь дальше. Но... хорошо, если сразу за лужей не понадобится экстренно тормозить - тут можно оказаться виновником ДТП! Намокшие колодки, диски или барабаны снижают эффективность торможения в несколько раз.