Критической, или аварийной, считается ситуация, ког­да избежать происшествия уже не возможно. Чтобы сохра­нить процент травматизма и смягчить последствия, необходимо руководствоваться следующими правилами.

Первое, научиться сохраняя спокойствие, сознавая, что в ваших силах если не предотвратить аварию, то значитель­но облегчить ее исход. Второе, быстро оценить сложившу­юся ситуацию, действия всех окружающих, которые могут повлиять на исход событий. Третье, принять такое реше­ние, которое не причинит вреда и не подвергнет риску жизнь людей, не причастных к опасной ситуации; быть го­товым изменить свои действия, если ситуация станет раз­виваться не так, как предполагалось.

Хорошую услугу в такой ситуации окажут знания о тормозном пути своего автомобиля. До­полнительно нужно учесть, что величина тормозного пути груженого автомобиля длиннее, чем у пустого.

В аварийной ситуации самым главным является уме­ние не допустить лобового столкновения, которое отли­чается наибольшей тяжестью последствий.

Для большей уверенности начинающего водителя на дороге ниже приведены примеры критических ситуаций и способы выхода из них.

1. Вам нужно остановиться, вы убираете ногу с педали газа, но педаль не возвращается в нормальное положение. Автомобиль набирает скорость.

Ваши действия: смотрите на дорогу впереди; поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение; выключить зажигание так, чтобы руль не замкнуло; нажмите на педаль тормоза; постарайтесь как можно быстрее съехать на обочину.

После остановки автомобиля найдите причины неисправности.

Педаль могла задеть за коврик, и вы ее легко освободите. Если причина не в этом, следует проверить провод акселератора. Некоторые детали могут быть зажаты или застряли. Немного масла, взятого со щупа для проверки уровня масла в двигателе, поможет устранить эту неисправность. Если вы не можете обнаружить или устранить неисправность, не заводите автомобиль, а отбуксируйте его на СТО или в авторемонтную мастерскую.

2. Навстречу едет автомобиль, не успевающий завершить обгон. Лобовое столкновение неизбежно.

Ваши действия: учесть, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник при наезде на них меньше всего опасны, а скорость гасят активно; выезд на встречную полосу всегда опаснее; если столкновение неизбежно, предпочтите прямому удару столкновение под острым углом — оно наиболее безопасно. При боковом столкновении двумя руками крепко держитесь за рулевое колесо, чтобы не быть отброшенным на дверцу автомобиля; будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения. При лобовом столкновении: если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы его защитить; если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы не удариться о рулевую колонку или лобовое стекло. При наезде сзади: будьте готовы нажать на тормоз, чтобы после заднего удара не столкнуться с движущимся впереди автомобилем; крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья; сильно надавите за­тылком на подголовник.

3. Вы нажимаете на педаль тормоза, но автомобиль не снижает скорость.

Ваши действия:

а) несколько раз быстро нажмите на педаль тормоза; если это не помогает, включите фары и ава­рийную сигнализацию; последовательно переходите на пониженные передачи; воспользуйтесь стояночным тормо­зом; удерживайте его в нефиксированном положении, что­бы иметь возможность отпустить его в случае начала заноса;