«Секретка» на колесе защитит его от на­чинающих воров и подростков.

Типичная «секретка» — обычный болт с хитрой, под специальный ключ, конфигурацией головки.

При выборе «секретки» обращайте внимание на то, можно ли отвернуть ее универсальными средствами, например газовым ключом, или срубить. От первого страхует наличие шайбы или рубашки, свободно вращающейся вокруг головки болта. От второго — материал, из кото­рого она сделана. Лучше, чтобы это была высоколигированная сталь.

Встречаются и титановые «секретки». Если диск литой, то отверстия под болты устроены так, что «секретка» утопает в них полностью, и эти проблемы могут вас не волновать, так как ни срубить ее, ни подобраться к ней ключом не удастся.

«Секретки» с вращающейся шайбой и открытой головкой болта не всегда обеспечивают сохран­ность колес. Им следует предпочесть детали, в которых болт полностью закрыт.

Встречаются импортные «секретки» заковырис­той конструкции стоимостью 30—40 долларов: полая головка колесного болта с внутренней проточкой, за которую цепляются фиксаторы, удерживающие прочную свободно вращающую­ся глухую наружную рубашку (стальную с тол­стыми стенками). Замок, освобождающий фик­саторы, может быть с магнитным или обыкно­венным ключом. Это, конечно, очень элегантно, но после первой поездки по ноябрьской улице внутрь попадет грязь и заклинит всю тонкую механику. Причем выяснится это как всегда далеко за городом, когда понадобится заменить колесо. Короче, хороша японская грамота, да не про нас писана.

Самая хорошая конструкция — «секрет­ки» с высоким защитным кольцом.

Наиболее простая, но не самая удачная кон­струкция — болты с внешним секретом, поскольку большая высота эксцентрического высту­па облегчает работу газового ключа. Если же выступ малой высоты, то с него срывается спе­циальный ключ.

В конструкциях с внешним секретом и с защит­ной шайбой, рубашкой, в том числе и высокой, эксцентрический выступ или впадину в качестве спецголовки можно заменить пазами и выступа­ми самых разнообразных форм. Однако все эти отверстия и пазы: многогранники, звездочки, торцевые шлицы — быстро забиваются доро­жной грязью и ржавеют, затрудняя замену ко­леса.

«Секретки» с конической поверхностью головок — самые неудачные. Диаметр отверстия невелик, эксцентриситет маленький, ключ по конической головке сползает. Затянуть такой болт специ­альным ключом сложнее, чем снять газовым.

Резьбовую часть болтов надо обяза­тельно обработать графитсодержащей смазкой.

Для защиты от грязи делают пробки. Перед установкой резьбу пробок следует смазать. Луч­ше приобретать «секретки» с двумя ключами. Запасной никогда не помешает. При покупке убедитесь, что обратная часть спецключа (по сути, переходник от спецголовки к обычному баллонному ключу) подходит под стандартный ключ.

Качество «секреток» зависит от кон­струкции головки.

Она должна выдерживать усилие, достаточное для нормального затягивания болта (при затяги­вании нельзя применять удлинители ключа, так как длина ключа рассчитана таким образом, что­бы обеспечить нормальный момент затяжки).

Головка должна быть малой высоты, но с за­щитным кольцом. Высокая твердость материала болта, подвергнутого специальной термообработке, — непременное условие. Любые мелкие пазы, отверстия, резьбы нежелательны — все они быстро и сильно засоряются. Из форм сек­ретных выступов и впадин наименее «секретны» угловатые пазы и выступы (звезды, многогран­ники), которые позволяют легко подобрать троцевой ключ или пробочный четырех- и шести­гранник.

Колеса на автомобилях с легкосплавными дис­ками, прячущими головки болтов, достаточно закрепить одной «секреткой». На стальные дис­ки нужно несколько болтов с секретом.

«Секретки» лучше приобретать в чужом городе.

В каждом городе существует свой особенный вид «секреток». В пределах города болты чем-то, разумеется, отличаются, но в целом одина­ковы. Обычно воры оснащены ключами, соот­ветствующими местным «секреткам», а произ­водители очень редко меняют технологию и размеры болтов и ключей.

Колесам «Таврии» «секретки» не помогут.

Для них надежное средство защиты — закрыва­ющий колесо колпак, снабженный секретным устройством.