Любопытные случаются эффекты в поведении автомобиля из-за, казалось бы, небольшого дефекта шин. Вот и на моем автомобиле тоже: ни тебе помятых колес, ни поврежденные шин, ни следов ударов на узлах подвески - а машину ощутимо уводит влево. Конечно, держать ее рулем по прямой линии не проблема, и все же ощущение неприятное. Как и сознание того, что подобная силовая "борьба" с шинами им же, шинам, не на пользу.

Как водится, проверил, что мог: давление в шинах нормальное, "сход-развал" тоже... Потом вспомнил, что в передней подвеске - газонаполненные амортизаторы. Не случилось ли с одним из них беды - газ вышел, выталкивающая сила исчезла, появился крен кузова? Нет, пока ничего похожего не отмечено. Итак, картина, знакомая любому автомобилисту, когда какой-нибудь агрегат отмыт, очищен, отрегулирован, смазан, заправлен - а не работает! Так и у нас: все в порядке... а уводит! И тут вспомнилось, что увод влево был замечен вскоре после смены проколотого колеса запасным.

В том, что виноваты именно шины, убедиться оказалось нетрудно. Только что купил новые.

В чем же различия между уже поработавшими (35 тысяч км) и новыми шинами, если говорить не просто об износе протектора? Дело в характере износа и в том, что, чем дольше на автомобиле работает комплект шин, тем основательнее каждая из них "прирабатывается" к своему месту, а значит, тем деликатней становится вопрос: как менять их местами? Посмотрите, что при этом может происходить.

Износ шин (по их ширине) равномерным не бывает - уже хотя бы потому, что на поворотах протектор испытывает действие больших боковых сил. В сочетании с наклоном кузова на повороте (особенно у поклонников агрессивного, "спортивного" стиля вождения) сильней изнашиваются наружные дорожки протектора. Прежде всего это заметно на передних колесах (в основном на автомобилях классической схемы). Пятно контакта такой поработавшей шины при движении в прямом направлении оказывается несколько смещенным внутрь колеи по сравнению с новой шиной.

 

Если колеса на автомобиле не меняли местами, картина износа остается примерно симметричной и автомобиль вполне приемлемо держит курс. Но вообразите, что левая шина изношена, как на рис. 1, а правую вы заменили новой. Симметрия нарушена - и вы почувствуете увод автомобиля в сторону.

Конечно, внимательный читатель заметит, что в этом примере я пренебрег одним важным фактором: у новой шины не только правильная форма протектора, но еще и диаметр чуточку больше! Что ж, проведем "чистый" эксперимент: перемонтируем одну из изношенных шин, повернув на 180°, как на рис. 2 (эту ошибку порой допускают и опытные автомобилисты!). Окружность левой и правой шин одинакова, а уводит в сторону очень заметно!

Что же происходит? Представьте, чисто схематически, устройство подвески: вертикальные силы R1 и R2, действующие от дороги на колеса, стремятся (вследствие продольного наклона оси поворотного кулака) как бы "свести" их, увеличить схождение. Но, поскольку ось имеет и поперечный наклон, стремлению колеса сместиться вперед препятствует вес машины - при прямом положении колес передняя часть кузова занимает самое низшее, устойчивое положение.

И все же... эта система сил устойчива, лишь пока симметрична. Если же R1 ближе к середине машины, чем R2, то их совместными "стараниями" колеса непременно повернутся на какой-то угол влево - только так наступит равновесие. Значит, если теперь отпустить руль, автомобиль "упорно" (и устойчиво!) будет отклоняться по дуге влево.