Чистоту в моторном отсеке большинство автомобилистов наводит раз в год - перед техническим осмотром. Так уж повелось - строгий инспектор ГАИ доброжелательнее относится к владельцу начищенного до блеска силового агрегата, на котором можно без труда разобрать заводской номер. Однако удалить вековые отложения с поверхности мотора непросто. После трудоемких и нередко бесплодных попыток сделать это с помощью тряпки, смоченной бензином, хозяин машины обращает взор на прилавки магазинов со специальными химическими средствами.

Наиболее цивилизованный способ - применить "Очиститель двигателя". Отечественные препараты для нанесения кистью нынче встречаются довольно редко. А жаль, некогда распространенный повсеместно состав производственного объединения "Литбытхим" неплохо справлялся со своей задачей, да и стоил недорого. Сейчас торговля предлагает в основном продукцию зарубежных компаний. Впрочем, аэрозоли "Turtle Wax", STP, "Carlofon", "Valvoline", "Super-X" и других фирм, разработанные для идеальных условий Европы или Америки, способны очистить и российскую грязь. Но особое внимание советуем уделить жидкостям ударного действия, подобным "STP-Heavy Duty Engine Degreaser", что в вольном переводе означает "для особо чумазых моторов" - как раз для наших.

Способ применения очистителей почти одинаков. Препарат разбрызгивают на двигатель и выжидают минут 10-15. За это время состав пропитывает слой отложений, растворяет масло, смолы, въевшуюся грязь и образует эмульсию, которая легко смывается водой. При этом химия для очистки моторов не портит краску, резиновые и пластмассовые детали, электропроводку. А вот минусовую клемму с аккумулятора во избежание короткого замыкания снимите. Еще один нюанс - внимательно изучите инструкцию. Дело в том, что одни составы рекомендуют наносить на холодный двигатель, а другие - на прогретый. Кстати, некоторые препараты, например упомянутый STP или "Valvoline Engine Cleaner", обладают полезным побочным эффектом. С их помощью можно удалять масляные пятна с бетонного пола гаражей.

Теперь рассмотрим обходные технологии мойки мотора. Они пригодятся, если под рукой нет подходящего очистителя двигателя или зимой, когда пользоваться водой нельзя. Методика действий проста: нанести состав, выждать несколько минут и протереть тряпкой. Главное - подобрать препарат, способный справиться с грязью, и при этом не повредить детали двигателя. Из всего многообразия химических средств стоит выбрать аэрозольные жидкости типа "Carburetor Cleaner", "Brake Parts Cleaner", "Wheel Clean" для обслуживания карбюратора, тормозной системы и колесных дисков или состав для удаления битумных пятен. Помимо основного назначения, многие из них обладают дополнительными свойствами (обычно это указано на этикетке): обезжиривают металл, чистят контакты прерывателя, клеммы аккумулятора, катушки зажигания, стартер, удаляют старую смазку с дверных петель и т. д. То есть, кроме воздействия на какой-либо специфический вид загрязнений, могут успешно бороться и с остальными. Правда, применение "этих препаратов требует осторожности - их следует распылять только на холодный мотор.

Очиститель карбюратора не повредит шланги системы охлаждения, сальники и прокладки, а вот на краску старайтесь им не попадать. Напротив, учитывая основное назначение жидкости для мойки колесных дисков, можно быть уверенным, что она не испортит лакокрасочное покрытие. Но особенно аккуратно обращайтесь с очистителем тормозов - это довольно сильный растворитель. Выбирая баллончик, обязательно посмотрите инструкцию. Одни фирмы рекомендуют при пользовании закрывать резиновые пыльники тормозных цилиндров, другие - допускают удалять составом смазку замков дверей, не опасаясь испортить уплотнитель проема. Первым препаратом двигатель лучше не мыть.

Конечно, автомобилист, ежедневно наводящий глянец под капотом, выглядит смешно, но и забывать о моторе не следует.